Ценообразование произведений искусства



Ценообразование в мире искусства в большей степени субъективно, но все же есть в нем и основные факторы, присутствующие в цене любого произведения, впрочем, некоторые из них так же крайне субъективны. Эти факторы мы и постараемся рассмотреть в этой статье.

В простейшем рассмотрение, цена произведения складывается из стоимости материалов + художественной ценности произведения + труд художника, и стоимость материалов – единственный элемент стоимости произведения, который можно оценить объективно. При этом если оценивать произведение исходя именно из материалов, то цена его будет совсем не велика, а вот как раз труд художника в совокупности с художественной ценностью произведения и содержат добавочную стоимость – то, что собственно и приносит прибыль от реализации, которая в свою очередь может быть просто астрономической.

Что же кроется за понятиями художественной ценности и труда художника? Рассмотрим более подробно эти элементы и начнем с художественной ценности, относящейся в первую очередь именно к готовому произведению:

Четкого определения художественной ценности произведения нет, но в целом её можно охарактеризовать как набор уникальных свойств и качеств произведения, указывающих на его значимость в мире искусства. Это нематериальная составляющая, которую нельзя однозначно измерить, и отражает она в основном уникальность произведения и его соответствие ценностным ориентирам общества, но стоит помнить, что мнения и вкусы меняются вместе с течением времени, поэтому художественная ценность произведения может кардинально измениться спустя несколько десятилетий. Кроме того, при оценке художественно ценности традиционного искусства высоко цениться следование традициям и аккуратное их воспроизведение, в то время как новизна формы и экспрессия ценятся в авангардных работах. Немаловажным фактором определения художественной ценности так же является органическая связь формы и содержания произведения, ведь если форма, которая к слову в силу большей объективности имеет приоритет в оценке, банальна и не интересна, то даже, несмотря на уникальность содержания, такое произведение не станет предметом искусства.

Отдельным фактором художественно ценности произведения идет его историческая ценность, ведь чем отдаленнее эпоха рождения произведения, тем меньше от нее остается предметов искусства, а значит, возрастает и их коллекционная и историческая ценность.

И если произведение в действительности содержит художественную ценность, то это и позволяет ему получить прибавленную стоимость такого размера, который невозможен практически ни в одной другой области, а обусловлено это тем, что такое произведение стоит ровно столько, сколько за него готовы заплатить.

Но, к сожалению, высокая доходность при слабо сформированном рынке искусства в России, вкупе с неумением большинства потребителей определить эту самую художественную ценность произведения порождают огромный плацдарм для разного рода мошенничества и нечестной конкуренции. На самом же деле, корректно оценить действительную художественную ценность произведения может только опытный эксперт, независимый, работающий именно с музеями и фондами искусства, а не с продающими галереями.

Рассмотрев художественную ценность, перейдем к труду художника, тому, что увеличивает стоимость произведения именно со стороны его автора:

Охарактеризовать его можно как затраты времени * на «имя» художника. И если с временными затратами все понятно, они складываются исключительно из того, сколько своего времени художник потратил на работу над произведением, то его «имя» как раз определяет ценность каждой единицы этого времени. Что же включает в себя это понятие – «имя»? Это весьма обширное понятие, которое может меняться и варьироваться, но все же в нем есть и основополагающие факторы:

  • Репутация художника – выставляются ли работы художника в галереях, музеях, были ли у него персональные выставки и как его работы были оценены критиками, получал ли он награды на художественных конкурсах.
  • Известность художника – говорят ли о художнике, знают ли его в сфере искусства, выделялся ли он когда либо, чем-то примечательным, в том числе и эпатажными инсталляциями и выходками.
  • Талант и творческие способности художника – Создать уникальный предмет искусства под силу только тем, кто не только талантлив, но и готов постоянно развиваться и пробовать разные жанры и техники. Да и для продвижения художника на рынке искусства, необходимо иметь много работ, что бы было, что предложить на этом постоянно изменяющемся рынке.
  • Узнаваемость и самобытность автора – Те штрихи, которые на эмоциональном уровне позволяют дистанционировать художника среди остальных, выделять и делают узнаваемыми его работы.

Это говорит о том, что «имя» автора это то, что он зарабатывает путем долгого и кропотливого труда, а его коммерциализация подвластна большинству бизнес факторов, свойственных и далеким от искусства сферам. К тому же, часто произведения искусства покупаются не только от любви к прекрасному — многие коллекционеры покупают по настоящему дорогие картины, имеющие художественную ценность и увенчанные солидным «именем», в большей степени из соображений престижности и перспективности такого вложения капитала. Это ещё сильнее роднит современный рынок искусства с бизнесом в его классическом понимании.

Мы не стали приводить конкретных рекомендаций по определению цены произведений, так как складывается она, как и описано в статье, в большей степени из субъективно оцениваемых факторов. Но надеемся, эта статья поможет Мастерам Аллеи определиться с тем, где на своем творческом пути Вы находитесь в настоящий момент и какова действительная стоимость Ваших работ!

Будем рады видеть на страницах Аллеи и статьи наших Мастеров, с рассказами о Вашем творческом пути и достижениях, что тоже сможет помочь Вам в развитие своего «имени» и повысить привлекательность Ваших работ!

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.